uk1

Великобритания

Свордфиш

Торпедоносец Свордфиш

Удивительно, но этот биплан, который, по большому счету, устарел к началу войны, сумел не только прослужить до ее конца, но и «пережить» машины, которые готовились для его замены. Первый серийный «Свордфиш» совершил свой полет в 1935 году и до начала войны они были поставлены в войска в достаточном количестве. Авиагруппы всех авианосцев были укомплектованы «Свордфишами», еще одна эскадрилья была приписана к различным линейным кораблям и крейсерам. До конца 1940 года когда появился «Альбакор» «Свордфиш» был единственным палубным торпедоносцем ВМФ Великобритании. В интервале между Польской и Французской кампаниями (с сентября 1939 по май 1940 года) «Свордфиши» довольно активно воевали в Северном море и у побережья Норвегии, где смогли потопить подводную лодку, а также атаковали наземные цели. На Средиземном море «Свордфиши» бомбили объекты на Сицилии, атаковали перешедшие на сторону вишистского правительства линкоры «Дюнкерк» и «Ришелье», нанеся им серьезные повреждения. Самой грандиозной операцией, проведенной торпедоносцем «Свордфиш», является атака итальянской военно-морской базы в Таранто, в ходе которой авиагруппа «Илластриеса» атаковала в гавани итальянские корабли, тяжело повредив линкоры «Дуилио», «Кавур» и «Литторио». Пострадали и тяжелые крейсера «Больцано» и «Тренто», а также два эсминца. В мае 1941 года торпедоносцы с «Арк Ройаля» в ходе атаки на немецкий линейный корабль «Бисмарк» лишили его управления, после чего он уже не мог ускользнуть от преследовавшего его британского флота. Со второй половины 1941 года торпедоносцы занимались преимущественно уничтожением подводных лодок врага, действуя с палуб эскортных авианосцев, охранявших атлантические конвои. На этом фронте «Свордфиши» также добились определенных успехов. С вооружения «Свордфиши» были сняты в мае 1945 года, хотя по инерции некоторое время еще продолжали использоваться.

Альбакор

Альбакор

Машина задумывалась как ударный самолет авианосного базирования для замены устаревавшего «Свордфиша». По сравнению с предшественником он смотрелся значительно современнее, хотя и сохранял компоновку биплана. Бросалась в глаза закрытая кабина, привнесшая удобства для экипажа, более обтекаемым стал фюзеляж, мощнее стал и двигатель. Первые новинки стали поступать в войска в марте 1940 года, дебют в бою состоялся 31 мая того же года. Задачей являлась бомбардировка немецких войск во Франции. С ноября 1940 года части имевшие «Альбакоры» стали постепенно переводиться на авианосцы, для службы на которых они и создавались. Первыми торпедоносцы получила авиагруппа авианосца «Формидейбл», затем «Викториес» и «Илластриес». «Альбакоры» авианосца «Формидейбл», помогали прикрывать атлантические конвои, разыскивая подводные лодки, бомбили итальянцев в Сомали. В марте 1941 года они участвовали в боях у мыса Матапан, где безуспешно старались уничтожить линкор «Витторио Венето». Из заметных действий в Атлантике стоит отметить атаку на «Тирпиц», состоявшуюся 9 марта 1942 года, когда 12 машин с«Викториеса» пытались безрезультатно его торпедировать. Служили они и на Тихоокеанском театре. Наиболее же массовым местом применения торпедоносца является Средиземное море, здесь базировавшиеся на Мальте самолеты выполняли постановку мин в африканских портах, атаковали линии вражеского судоходства. К началу 1943 года стало очевидным, что новая модель «не тянет», и было принято решение о его выводе из эксплуатации. Известен случай его замены … «Свордфишами». В составе авианосных групп «Альбакоры» ко второй половине 1943 г. были заменены совершенно новым монопланом «Барракуда». Причиной непродолжительности службы указывают низкую надежность моторов. В числе недостатков и худшая чем у «Свордфиша» маневренность, необходимая для правильного захода на цель, и вообще он управлялся довольно сложно. В конечном итоге, служба «Альбакора» оказалась короче, чем у его предшественника.

Барракуда

Барракуда самолет

Задание на проектирование нового торпедоносца было выдано почти одновременно с заданием на «Альбакор», т.к. несмотря на свои отличия от «Свордфиша» он был временным решением – в конце 30-х время бипланов явно прошло. Нужна была принципиально новая модель, способная отвечать требованиям времени. Таковым по замыслу конструкторов должна была стать «Барракуда». Конструкторская документация была готова своевременно, а вот производство опытного образца, испытания и доводка возможно умышлено затягивалось – видимо руководство фирмы «Фейри» хотело сначала изготовить по контракту все «Альбакоры» (также являвшиеся их детищем), а уже после приступить к выпуску «Барракуд». Так или иначе, но первые торпедоносцы войска получили только весной 1943 года. Боевое крещение новый моноплан получил в сентябре 1943 года, когда самолеты из авиагруппы авианосца «Илластриес» обеспечивали высадку союзников на Сицилии. Из наиболее громких операций с участием «Барракуд» является атака «Тирпица» в порту Норвегии в апреле 1944 года. Удалось добиться 14 попаданий, выведя его из строя на два месяца. В дальнейшем атаки продолжались, но добиться удалось всего только одного попадания. Помимо атак «Тирпица» «Барракуды» наносили постоянные удары на порты Норвегии и судоходные линии противника. На Дальнем востоке «Барракуды» принимали участие в боевых действиях на Суматре, в районе Андамандских островов у южного побережья Китая. Действовали они там в составе авиагрупп авианосцев «Илластриес» и «Викториес». Служба «Барракуды», как и его предшественника – «Альбокора», оказалась не долгой. Уже в конце 1946 года самолет был передан в учебные части. Виной послужило желание командования получить в одном лице и хороший торпедоносец и, не менее прекрасный пикировщик, что на практике, как правило, не приносит хороших результатов в перспективе.

Бристоль "Бьюфорт"

Бьюфорт

Торпедоносец заказывался ВВС Великобритании как многоцелевой. Он должен был выполнять функции торпедоносца, бомбардировщика и разведчика. Новый торпедонесущий самолет появился в войсках в ноябре 1939 года, первый же боевой вылет состоялся в апреле 1940 года. Базировавшиеся на Британских островах машины занимались установкой мин, совершали рейды на суда в портах и прибрежных водах оккупированных Франции, Голландии, Бельгии. Во время одной из таких операций в июне 1942 года целью оказался немецкий линейный корабль «Лютцов», тогда один самолет 42-й эскадрильи торпедировал его, выведя из строя на 6 месяцев. Отметился «Бьюфорт» и атаками на «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Принц Ойген», которые сопровождались большими потерями и не имели успеха. Совершались и бомбовые налеты на наземные цели. В сентябре 1941 года «Бьюфорты» появились и на Средиземном море. Здесь действовали четыре эскадрильи этих самолетов, одна из которых сумела потопить шесть судов противника, в то время как успехи остальных трех были скромными. В середине 1943 года оставшиеся машины были выведены со Средиземноморья. Три эскадрильи в апреле 1942года были отправлены на Цейлон, где до конца своей службы в регионе так не смогли потопить ни одного японского корабля. Использовали их здесь для прикрытия конвоев и ведения разведки. Начиная с 1943 года «Бьюфорты» стали постепенно заменяться в частях на более современный «Бьюфайтер». Последний боевой вылет «Бьюфортов» состоялся в середине июля 1943 года.

Бристоль "Бьюфайтер"

Бьюфайтер

Самолет Бристоль «Бьюфайтер» начал поступать в войска в начале 1940 года и применялся в качестве тяжелого истребителя. Когда к середине 1942 года стала очевидной необходимость замены «Бьюфорта», была создана торпедоносная модификация МК VI, и позднее - МК Х, поставки которых в войска начались в конце того же года. Первой их получила 254-я АЭ, чьи экипажи в апреле 1943 г. добились первых успехов, потопив торпедами два судна у норвежских берегов. Весной 1943 г. в Шотландии были развернуты ударные крылья «Бьюфайтеров», в общей сложности 8 эскадрилий. Они действовали над Северным морем, а главной их задачей стало уничтожение судов, доставлявших из Норвегии в Германию шведскую железную руду. Эскадрильи с успехом применяли комбинированные атаки: сначала часть машин ракетами и пушечным огнем подавляли ПВО цели, после чего остальные добивали ее торпедами. Весной 1944 г. ударные крылья были передислоцированы в Восточную Англию - перед высадкой союзников в Нормандии «Бьюфайтерам» была поставлена задача борьбы с немецкими торпедными катерами в Ла-Манше. Тактика ударных крыльев применялась и на Средиземном море - здесь самым большим успехом их стало уничтожение 8 сентября 1944 г. лайнера «Рекс». Применялись «Бьюфайтеры» и на Тихоокеанском театре военных действий. Австралия применяла их против японских кораблей и судов, прежде всего, в районе Новой Гвинеи. Созданный на основе торпедоносца как ночной истребитель, «Бьюфайтер» в конечном итоге вернулся к своему изначальному назначению. Как морской ударный самолет он оказался универсальным, способный с успехом использовать и бомбы с ракетами, и торпеды.