ussr1

Япония

Никадзима B5N2 "Кэйт"

b5n2 кэйт

Торпедоносец B5N2 являлся модификацией своего предшественника B5N1 (выпускавшегося с 1937 по 1939годы) и отличался от него более мощным двигателем и некоторыми улучшениями аэродинамики фюзеляжа. Сам B5N2 начал вступать в строй с 1940 года. К моменту вступления Японии в войну в строевых частях находилось 202 самолета В5 модификаций N1 и N2, из которых 144 базировались на авианосцах. 7 декабря 1941 года все 144 самолета приняли участие в атаке на Пёрл-Харбор. Из них 108 N1 с «Акаги», «Кага», «Секаку» и «Дзуикаку» и 36 N2 с «Сорю» и «Хирю». Итог атаки на Перл-Харбор был катастрофическим для американцев: было потоплено 5 линкоров, 3 получили повреждения, также были потоплены и повреждены ряд других кораблей. Множественные повреждения получили наземные объекты. В этой атаке торпедоносец B5N обеих модификаций сыграл одну из ключевых ролей. Впоследствии B5N2 сыграли ведущую роль в потоплении американских авианосцев «Лексингтон», «Йорктаун», «Уосп» и «Хорнет». Бесспорно, это был наиболее эффективный торпедоносец ВМС Японии, и он заслуженно привлекал наибольшее внимание истребителей противника — что не способствовало дальнейшему увеличению побед. Вскоре из-за слабого защитного вооружения и потери опытных экипажей машины оказались полностью вытеснены с просторов морских битв. К 1944 году все они были заменены на B6N2 и переведены в разряд противолодочных и учебных самолетов.

Никадзима B6N2 "Тензан"

b6n2

Никадзима B6N1 стал разрабатываться с 1939 года (практически одновременно с B5N2), в качестве его возможной замены в перспективе. Конструкторы решили не усложнять себе задачу и взяли за основу планер неплохо зарекомендовавшего себя B5N. Переработав хвостовое оперение и уменьшив лобовое сопротивление, конструкторы убедились, что дальнейший прирост характеристик можно обеспечить только увеличением мощности двигателя. На машину установили достаточно надежный двигатель Мицубиси, который обладал хорошим крутящим моментом и поэтому практически не вызывал падения скорости. Однако для увеличения дальности использовались непротектированные топливные баки, что являлось серьезным недостатком. B6N1 строевые части начали получать летом 1943 года и действовали без особых успехов., зато с серьезными потерями. Дебют новой модификации в качестве палубного торпедоносца состоялся в июне 1944 года в сражении за Марианские острова, в котором B6N1 не смогли достигнуть серьезных успехов главным образом из-за неспособности истребителей прикрыть торпедоносцы от атак американских истребителей. Участвовал торпедоносец в боях у Филиппинских островов, но большинство их погибло на авианосцах «Секаку», «Тайхо» так и не сумев подняться в воздух. Первое боевое применение B6N2 отмечено в июне 1944 года в боях за Маршалловы острова, где они из-за отсутствия грамотных экипажей и истребительного прикрытия понесли большие потери. Оставшиеся самолеты были дооборудованы радаром и использовались во время боев за Окинаву.