germany

Германия

Хейнкель He-111

Хейнкель-111

Началом боевого применения Не-111 в качестве торпедоносца считается осень 1940 года. Именно тогда командованием ВМФ с разрешения Гитлера было принято решение о реорганизации нескольких бомбардировочных подразделений Не-111 в торпедоносные. Целью была помощь в захвате Александрии и Суэцкого канала. Однако дефицит и низкая надежность торпед привели к тому, что вылеты с ними случались нечасто, и первого подтвержденного успеха удалось добиться лишь 4 августа 1941 года в Суэцком канале. Несмотря на некоторые успехи достигнутые торпедоносцами в 1940-1941 годах, их операции в этот период носили эпизодический характер. Выбор в пользу массового их применения был сделан в начале 1942 года. С этого периода действия германских торпедоносных эскадр становятся весьма успешными: весомый вклад в разгром конвоев «PQ-17» на Севере, «Пьедестал» в Средиземном море - лишь часть их успехов. Результативными были и действия на Черном море. Первой модификацией, которой отводилась роль торпедоносца был Не-111J, появившийся еще до войны, однако этот опыт оказался неудачным – мощность двигателей была недостаточной для уверенного взлета с подвешенной торпедой и самолет вскоре перешел в разряд обычных бомбардировщиков. С появлением же новой модификации Не-111Н данная проблема была решена. Теперь можно было уверенно подвешивать две торпеды на внешние держатели. Несмотря на достигнутые в ходе боевых действий успехи к 1942 году, стало очевидным, что Не-111 уже не может эффективно эксплуатироваться в качестве торпедонесущего самолета и машина постепенно уступил место более современному Ju-88, хотя бомбардировочный вариант «Хенкеля» выпускался до конца 1944 года. Последние торпедоносцы Не-111 перестали использоваться в этом качестве в апреле 1944 года.

Юнкерс Ju-88

Юнкерс-88

Как и многие другие торпедонесущие самолеты «Юнкерс» был создан на базе серийного бомбардировщика. Для того, чтобы он был способен нести торпеды, устройства крепления вооружения были изменены и позволяли подвесить две торпеды. В бомбовом отсеке разместили дополнительные топливные баки, убрали ставшие ненужными воздушные тормоза и автомат пикирования. Модель получила обозначение Ju 88А - 4/Тогр. Позднее появился Ju 88А- 17. От предшественника он отличался отсутствием гондолы, в которой размешался нижний бортстрелок, и соответственно сокращенным до трех человек экипажем. Самолет также должен был комплектоваться радиолокационной станцией FuG200, хотя на практике это происходило не всегда. Дело в том, что производственных мощностей заводов, изготовлявших РЛС, не хватало – авиационные РЛС шли в первую очередь на оснащение ночных истребителей, боровшихся с налетами на Германию. Как и Не-111 «Юнкерс» мог лететь с двумя авиационными торпедами. С началом эксплуатации Ju 88А - 4/Тогр выявилось, что отсутствие пулемета в передней части кабины является серьезным недостатком, также взлет с двумя торпедами создавал серьезную нагрузку на крыло, в следствии чего эксплуатация на аэродромах Норвегии с их относительно короткими взлетно-посадочными полосами была невозможной. Данную проблему попытались решить установкой сбрасываемых реактивных стартовых ускорителей, но их низкая надежность не устранила недостаток. Лишь появление облегченной модификации Ju 88А- 17, создававшейся как полноценный торпедоносец, частично решила ряд проблем, хотя скорость машины к тому моменту уже не соответствовала требованиям времени, но коренной замены ему не было.